Rambler's Top100
ГлавнаяКарта сайтаПоиск по сайтуКонтакты

  


10.10.2003

Демисезонные шины

АвтоВАЗ рекомендует устанавливать на автомобили ВАЗ-2112, ВАЗ-21103 и их модификации шины двух размерностей: 175/65 R14 либо 185/60 R14 . Но, как выяснилось в ходе нашего рейда по торговым точкам, отечественных шин этих размерностей «кот наплакал»: к началу испытаний мы смогли раздобыть всего лишь восемь комплектов. Это две модели Нижнекамского шинного завода – Кама-208 и Кама-217 , уральские шины C-141 «Уктус» , кировские К-200 , московские М-238 с многообещающим названием «Leader»Matador MP-34 — продукция совместного предприятия Матадор-Омскшина, Medeo Allseason – плод сотрудничества компании Goodyear и Ярославского шинного завода, а еще украинские шины БЦ-23

Семь моделей из восьми – с клеймом «всесезонные» . Любят наши заводы выпускать «всесезонку», небезосновательно полагая, что по сей день многие водители предпочитают ездить круглый год на одних и тех же шинах. Кроме того, все шинные заводы мечтают стать поставщиком АвтоВАЗа, где к шинам предъявляют особые требования. Во-первых, прежде чем дать добро на использование шин для первичной комплектации, тольяттинские эксперты проводят целый комплекс тестов, в числе которых есть и зимние. Если шины обладают очень низкими сцепными свойствами на снегу и на льду, им дают «от ворот поворот». По этой причине вазовцы бракуют не только отечественные, но и импортные шины. Основной аргумент – завод работает не только летом, но и зимой. Автомобили, прежде чем уйти к покупателям, переезжают с одной территории на другую, грузятся на автовозы, перегоняются к дилерам. А когда под колесами снег или лед, любая из этих операций грозит «страховым случаем». Чтобы таких случаев было поменьше, вазовцы отдают предпочтение всесезонным шинам.

Прежде чем заняться шиномонтажом, мы решили оценить качество изготовления . В одной из лабораторий Научно-исследовательского института шинной промышленности (НИИШП) на стенде с беговым барабаном мы измерили силовую и геометрическую неоднородность шин. Делается это так. Шину бортируют на «эталонное» колесо с нулевым биением и «прокатывают» по барабану, прижимая к нему с нормальной нагрузкой. Приборы фиксируют «возмущения» в продольном и поперечном направлении. Понятно, что идеальная шина обладает нулевым биением. В нашей компании таковых не оказалось. Но лучше других повели себя кировские шины К-200 . Неплохо показали себя на стенде и шины Кама-208 . А вот Кама-217 и Matador это испытание провалили: приборы зафиксировали превышение допустимых норм силовой и геометрической неоднородности.

Первые дорожные тесты мы начали еще в феврале. Поскольку шины не <чисто зимние>, а всесезонные, мы несколько сократили «зимнюю» программу, ограничившись оценкой разгонной и тормозной динамики на укатанном снегу. Так мы смогли получить ответ на главный вопрос: годятся ли эти шины для эксплуатации зимой? Выяснили: годятся, но не все. Шинам С-141 и Medeo зимняя дорога не страшна, а вот на белоцерковских шинах БЦ-23 ездить зимой просто опасно. Впрочем, они и не были помечены как всесезонные. Остальные шины мы признали «условно пригодными» для зимы.

После двухмесячного перерыва мы снова отправились на полигон, чтобы выполнить основную часть программы. Тесты начали с торможений на мокром асфальте . На обильно политую водой полоску асфальта въезжает ВАЗ-2112, на капоте которого установлен оптический датчик измерения скорости, а перед глазами водителя – монитор с точным значением скорости. Когда на экране выскакивают цифры 102 км/ч, водитель бьет по педали тормоза, стараясь удержать колеса на грани блокировки. Прецизионная аппаратура выдает значение тормозного пути со скорости 100 км/ч. Для набора статистики заезды повторяются как минимум десять раз.

После усреднения результатов выяснилось, что наименьший тормозной путь на мокром асфальте обеспечивают шины C-141 и БЦ-23 . А хуже всех с этой задачей справляются шины М-238 и Matador

Теперь – то же упражнение, но посуху. Замедление гораздо выше, и тормозной путь уменьшился в среднем на 20 метров. Но интереснее другое – шины Кама-217 оказались на голову выше конкурентов. Если результаты остальных участников теста кучно легли в диапазоне от 55 до 60 метров, то нижнекамским шинам удалось остановить ВАЗ-2112 на дистанции 51,7 метра. Прекрасный результат!

Следующий вид испытаний – «переставка», то есть имитация объезда внезапно возникшего препятствия . И вновь это упражнение проводится как на мокрой, так и на сухой дороге. Самыми «быстрыми» в обоих упражнениях стали шины Кама-208 . Впрочем, скорость выполнения маневра – это еще не все. Каждой модели шин эксперт выставляет субъективную оценку – за надежность управления. Ведь иные шины могут обеспечить высокую скорость выполнения маневра лишь ценой очень точной и быстрой работы водителя, и не просто водителя, а профессионального испытателя. На полигоне это возможно – на выполнение маневра дается с десяток попыток, вокруг резиновые конуса. А ведь в жизни объезжать это «неожиданно возникшее препятствие» придется без тренировки, с первого раза. Так вот, на шинах, которые получили высокие экспертные оценки за надежность управления (Кама-208Matador), это сделать проще, чем на тех, что были оценены шестью или семью баллами (БЦ-23, С-141, М-238).

Теперь займемся комфортом. Для начала измерим уровень наружного шума , который издают шины при качении. Рядом с дорогой устанавливаем микрофон шумомера Bruel & Kjaer. Автомобиль проезжает мимо на скорости 80 км/ч с выключенным двигателем. На каждом комплекте шин – минимум восемь проездов. Меньше всего шумят кировские К-200 . А самые громкие шины – Matador и Medeo . Впрочем, и этот шум не раздражает: в реальной эксплуатации «голоса» шин тонут в других звуках – рокоте двигателя, подвывании трансмиссии. Автомобиль-то отечественный…

Еще одна важная составляющая комфорта – это плавность хода . Здесь мы обошлись субъективными экспертными оценками. Как это ни парадоксально звучит, но, когда речь заходит о плавности хода, мы склонны считать субъективные экспертные оценки более <объективными>, нежели показания акселерометров. Самыми <плавными> оказались шины БЦ-23 – они лучше других гасят толчки от мелких неровностей. Неплохо проявили себя и шины Medeo. А вот шины Кама-217 и  Matador любителям комфорта вряд ли понравятся. Тук-тук, тук-тук – все дорожные стыки отзываются жесткими ударами. Как в трамвае. Причем от этих ударов начинают побрякивать и поскрипывать панели салона.

Следующая часть испытаний даст ответ на вопрос – какие шины обладают наименьшим сопротивлением качению ? Автомобиль разгоняется до 130 км/ч и свободно катится на «нейтралке» до полной остановки. Дальше всего – на 2368 метров – ВАЗ-2112 укатился на шинах Medeo . Всего двух метров не дотянули до этого результата шины Маtador . А хуже всего автомобиль катился на шинах Кама-208 , остановившись через 2120 метров. Что это значит? А то, что на шинах Medeo и  Matador автомобиль будет расходовать чуть меньше бензина и чуть веселей разгоняться. Это «чуть» лежит в пределах одного-двух процентов.

Все результаты сначала переводим в баллы по десятибалльной шкале, а затем суммируем их с учетом весомости того или иного показателя. Теперь можно расставить всех участников теста по местам. На первом месте Кама-208 на втором Кама-217 . Дубль! И, похоже, победа шин Кама не случайна. Объединение Нижнекамскшина – крупнейший в России производитель, выпускающий в год почти 10 млн шин. Камским шинникам активно помогают специалисты НИИШПа, вазовские испытатели, которые месяцами проводят тесты шин. К тому же Нижнекамскшина – основной поставщик шин для АвтоВАЗа.

С другой стороны, о подавляющем превосходстве над конкурентами речи не идет. Неплохо показали себя кировские шины и продукция ярославского завода. А в аутсайдерах оказались московские шины М-238

В целом, этот тест, увы, не дает поводов порадоваться за наших производителей: шин, обладающих хорошо сбалансированными качествами, мы не обнаружили. Даже у лидеров испытаний есть досадные провалы.

А напоследок еще раз повторим, что всесезонные шины – это лишь компромиссное решение , и назвать его универсальным мы не можем. То есть зимой надо ездить на зимних шинах , а летом – на летних . И результаты этого теста еще раз убедили нас в справедливости такой рекомендации.

«« Назад


 
Технические консультации:
ICQ 581397887